× Восстановить пароль
11
Назад

Неверный формат

Неверный формат

Неверный формат

Неверный формат

Неверный формат

Неверный формат

Неверный формат

Неверный формат


Выставка живописи Жамили Такен «Я закрыла глаза, чтобы видеть»

Выставка живописи Жамили Такен «Я закрыла глаза, чтобы видеть» фото афиши

Выставка живописи Жамили Такен «Я закрыла глаза, чтобы видеть»

15.12 - 16.01, 10:00-18:00 кроме понедельника
Государственный музей искусств им. А. Кастеева (карта)
200 - 500 ₸
Подробнее о мероприятии

15 декабря в 2021 года в 16.00 в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева состоится открытие выставки живописи Жамили Такен «Я закрыла глаза, чтобы видеть». Экспозиция представляет 100 произведений мастера.

Название выставки Жамили Такен «Я закрыла глаза, чтобы видеть» выбрано не случайно. В силу обстоятельств у Жамили произошел поворотный момент осмысления и понимания неоценимой значимости творчества в ее жизни. Также немаловажным фактором в художественном самоопределении стало обращение к «внутреннему зрению» при осмыслении важных событий жизни, собственных впечатлений, воспоминаний, рефлексий. Позиция чувствительного человека, одинаково остро реагирующего на значимые общественно-социальные перемены и, возможно, менее масштабные, но не менее существенные частные ситуации, выражается в созданных специально для выставки масштабных произведениях.

Впечатляет невероятная работоспособность мастера – большинство работ датировано 2020-2021 годами. Тем удивительнее узнавать, что в творческой работе Жамили был продолжительный перерыв более 15 лет. Сегодня она словно стремится наверстать период вынужденного простоя, проявляя невероятное трудолюбие и раскрывая свой творческий потенциал, находя в этом гармонию и радость созидания.

Широкая амплитуда стилистических, технологических, колористических, жанровых средств порождает впечатляющие по своему разнообразию работы. Это и эмоциональные абстрактные композиции с мощной концентрацией энергии и чувственного выражения. Философские размышления о жизни и судьбе Казахстана в историческом развитии, где прошлое встречается с настоящим. Отдельный блок – декоративные полотна с введением элементов коллажа, где знаки древности – наскальные изображения, элементы орнамента – обретают современное прочтение. И целый ряд картин посвящен главной героини художницы – женщине во множестве ипостасей – мать, возлюбленная, юная дева или маленькая девочка в начале своего жизненного пути. Нередко имея конкретные прообразы, эти воплощения направлены на создание собирательного образа идеальной и возвышенной женщины.

Жамиля Такен – мастер эксперимента, что проявляется в поиске колористических возможностей живописи, вариативности творческого языка, стремлении выразить художественными средствами остросоциальную проблематику современности. Активная жизненная позиция и неравнодушие к событиям дня сегодняшнего, свидетелем и участником которых автор является, определяет специфику ее искусства. 

Активное участие в международных симпозиумах и арт-форумах принесло ряд заслуженных высоких наград, но, к большому удивлению Жамили, художественная общественность зарубежья отнесла ее живопись к разряду концептуальной. Впрочем, поразмыслив, автор согласилась с подобной установкой. И, действительно, та особая иносказательность ее творчества, обращение к «внутреннему зрению», невольный или осознанный язык метафор, постоянно возникающих в пространстве ее картин, подтверждает справедливость определения Жамили Такен как концептуального современного художника, работающего в рамках «традиционной живописи», демонстрирующего преданность этому виду искусства.

Крупноформатные полотна выстраиваются в серии, объединяясь по сюжетно-тематическому, колористическому, идейному принципу. Своего рода лейтмотивами становятся образы гнезда, перекати-поля, степи, дерева, камня. Каков бы ни был образ, в трактовке Жамили он получает особое символическое толкование, философское прочтение. Ажурные шары перекати-поля – вечные странники, способные преодолевать время и пространство. Очеловеченные камни – безмолвные наблюдатели прошлого и, вероятно, созерцатели будущего. Гнездо – образ отчего дома, хрупкого и уязвимого, символ начала и продолжения жизни. Бескрайние степи – безграничные неохватные пространства, где разворачиваются сюжеты древней как мир истории, как реальной, так и вымышленной.

Возникают различные по наполнению сцены – от возвышенно-прекрасных до драматичных, почти апокалиптических. Именно такую напряженную трактовку обретает авторская интерпретация трагедии Арала или состояние грядущей трагической неизбежности бредущей на заклание отары. Ряд работ наполняется внутренней тревогой, продиктованной пребыванием в новых условиях пандемии.

Цвет – плотный, порой утрированный – он обретает собственную узнаваемую «авторскую» палитру. Сложная гамма с акцентированными оттенками вспыхивающего красного придает композициям то драматичное звучание, то декоративное наполнение в зависимости от стоящей перед автором задачи. Сама автор справедливо считает красный энергоемким цветом.

Насыщенная биография раскрывает многогранность личности Жамили Такен. Значительную часть жизни автор посвятила преподавательской деятельности. Сегодня Жамиля является руководителем Женской художественной Ассоциации «Тан Шолпан», с недавнего времени получившей статус международной, чья деятельность значительно активизировалась в последнее время. Во многом именно Жамиля, обладая лидерскими качествами и активностью, способна вдохновить и объединить современных женщин в творческой среде на инициирование новых значимых совместных проектов. Но все же главное призвание художницы в ее творчестве, в котором выражается ее подлинное высокое предназначение.

Выставка продлится до 16 января 2022 года.

Места